Подшипники скольжения состоят непосредственно из самого корпуса и вкладышей, что на него помещены и на которые опирается вал вместе с осью. Обычно корпус подшипника изготавливается из чугуна, а вкладыши из материалов с пониженным коэффициентом трения.
Неразъемные изделия конструктивно проще и стоят дешевле, однако их очень неудобно использовать при монтажных работах валов и осей.
Разъемные подшипники предоставляют возможность регулировки зазоров. Это осуществляется путем сближения крышки и, естественно, корпуса, что делает подшипники практически незаменимыми элементами опор для шатунных и коренных шеек валов. Разъемные подшипники используются в тех случаях, когда аналогичные неразъемные модели применить невозможно.
Изготовление подшипников скольжения не является особо трудоемкой и сложной операцией. Чтобы изделия могли выдерживать высокие нагрузки и частоту вращения, необходимо их правильно монтировать и время от времени смазывать.
Высокая демпфирующая способность при ударных и циклических нагрузках.
Бесшумность при работе.
Отсутствие зависимости долговечности изделия от частоты вращения (подобным не могут похвастаться подшипники качения).
Однако при низких температурах эксплуатации подшипников происходит увеличение пускового момента. Это довольно существенный недостаток, который встречается в машинах со скользящими опорами.
Подшипники, которые используются под большой нагрузкой, нуждаются в перманентном подводе смазки. Существуют и самосмазывающиеся конструкции, которые дольше могут работать без смазки.