Три основных вида смазки подшипников скольжения:
-
Жидкостная. Данный вид смазки характеризуется разделением слоем масла подшипника и поверхности вала и отсутствием трения между металлическими поверхностями. При жидкостной смазке не происходит больших тепловых потерь (поскольку коэффициент трения невелик) и износа поверхностей. Чтобы обеспечить жидкостную смазку, соответствующая среда должна поступать непрерывно. Этот вид смазки сопровождается созданием давления в масляном слое, которое необходимо для того, чтобы избежать контакта между металлическими поверхностями. Процесс самоподдерживающийся и называется гидродинамическая смазка.
-
Полужидкостная. В соответствии с названием, при полужидкостной смазке нарушается масляный слой – он не получается сплошным. При этом происходит микроконтакт между поверхностями подшипника и вала. Полужидкостная смазка характерна для деталей и механизмов, в которых подача масла недостаточна или отсутствует гидродинамическая смазка. Логично, что и коэффициент трения тут выше, а тепловыделение больше, и сами подшипники быстрее выходят из строя.
-
Граничная. При этом виде смазки поверхности соприкасаются достаточно плотно и на значительной протяженности. Слой масла вообще не разделяет контактируемые поверхности, а находится там лишь в виде тонкой пленки. Это аварийный режим работы, при котором оборудование быстро приходит в негодность.
Смазка – критически важное условие для долговечности подшипников.